Группа студентов РАХИ и их друзей, на недельном отдыхе после жуткой сессии, отправились в театр “Сатирикон”. Нам довелось наслаждаться прекраснейшим моноспектаклем Константина Райкина, “Контрабас”, премьера которого состоялась аж в 2000 году. Но до сих пор "Контрабас" - в списке лучших спектаклей в Москве.
Великолепнейшая игра в моноспектакле "Контрабас" П. Зюскинда (реж. Е. Невежина) принесла К. Райкину "Золотую маску".
Константин Райкин показывает не только жизнь контрабасиста и его душевные, сокровенные отношения с инструментом, но и затрагивает множество жизненных тем, касающихся каждого зрителя. Безответная любовь…жажда безумного поступка, которого не в силах совершить…одиночество…чувство чего-то высокого и непостижимого. Он говорит о том, что таится в душе каждого человека. Об этом хочется говорить вместе с главным героев, об этом хочется кричать, об этом хочется плакать…
Но как сам актёр относится к своему персонажу и к постановке в целом? Однажды, во время гастролей “Контрабаса” в Израиле, сайт новостей “Mignews” взяла у К.Райкина интервью. Подытоживая сказанное можно задаться интересующими нас вопросами. Каково отношение Райкина к персонажу и спектаклю? – “Я люблю этот персонаж”, отвечает К. Райкин, - “и люблю этот спектакль”.
Почему же такой невзрачный главный герой притягивает своё внимание каждого зрителя уже на протяжении стольких лет? – “То, что про него думаем мы со стороны, – это важно, конечно. Но не главное, потому что главное – это не поступок, а та работа души, которая при этом производится. Богу важен не только поступок, но и работа души. Бывает, поступки одинаковые, а работа души у людей разная.
Да, шанса у него нет, никогда ничего не произойдет. Но между двумя дисциплинированными приходами на работу у него происходит такая буря шекспировских страстей, которую интересно изучить другому человеку, сидящему в зрительном зале, который на что-то, благодаря этому, решится.
Благодаря спектаклю, который он посмотрит – про человека, который не решился ни на что. Так я думаю”.
Мне понравилась одна мысль. Райкин, говоря о контрабасе, говорит о нём как об инструменте неуклюжем, издающем не очень-то ласкающий звук, но весьма важном и незаменимом в оркестре. Так и некоторые люди, профессии т.п. на первый взгляд не очень привлекательные, но необходимые как обществу, так и другим людям – без них тоже в этой жизни никуда. Для Бога каждый человек ценен и важен, насколько ничтожным бы он не казался. Здесь уместно привести небольшую выдержку из очерка о “Контрабасе”, опубликованном в “Литературной газете”: “Кстати, ежели после этого спектакля Вы не стали чуточку добрее и терпимее, то Вам стоит крепко задуматься о собственной душе”.
Хочу привести несколько впечатлений людей, ходивших на этот спектакль. Авель Волошин (Хор “Для тебя”), об отношениях между музыкантом и инструментом, затронутых в спектакле: “Я, правда, не контрабасист, но что Райкин говорил сегодня, в какой-то мере испытывает каждый музыкант”.
Екатерина Тончева (Соц. работа, 2 курс), о глубоко коснувшейся её трагедии главного героя: “Ты видишь в этом бедном толстячке, которому уже за 50 - клоуна днём веселящего весь мир, а вечером, если заглянуть к нему в окошко, безудержно плачущего человека. О его чувствах никто никогда не узнает. У него есть что-то ему любимое, но от этого любимого ему одновременно хочется, и избавиться и никогда с ним не расставаться. Возможно, ты слушаешь его последние шутки, и тебе как-то ужасно грустно улыбается”.
Напоследок, хочется отдать низкий поклон актёрскому мастерству Константина Райкина. Актёру, умеющему интонацией и мимикой материализовать то, о чём он говорит. Дать зрителю почувствовать самому то, что переживает главный персонаж.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Знаменье - Роман Бердов Сия история основана на реальных событиях (взрыв доменной печи № 4, ОАО “СеверСталь”, а тогда ещё “ЧрМК”город Череповец, Вологодской волости). Но по счастливому стечению обстоятельств (вот уж действительно есть БОГ на свете), народу пострадало очень не много. А дело была так. В то время (где-то начало семидесятых (пардон, меня тогда ещё и в проекте не было)), в бригаде горновых (рабочие литейного двора, которые производят разливку готового чугуна из доменной печи в ковши (такие гигантские огнеупорные чаши на железнодорожных платформах)), существовала традиция, каждый день кто-то один назначался дежурным по чаю (заваривалось десятилитровое ведро на всю бригаду). В тот злосчастный день, а точнее, ночь, так как дело происходило в ночную смену, дежурным по чаю был назначен один законченный алкоголик, которого трезвым, наверное, ни кто и не видел ни когда. Так вот, закончив все приготовления на рудном дворе перед разливкой чугуна (чистка и углубление каналов для стока расплавленного чугуна, температура кипения которого примерно 1700 градусов по Цельсию (точнее не помню)), бригада вернулась в бытовку и обнаружила, что чая нет, да и сам дежурный по чаю куда-то исчез. Где этот проклятый м…м…м…мудрец? Почти хором гневно завопила вся бригада и все не сговариваясь пошли разыскивать дежурного по чаю. В бытовке остались лишь двое… Один решил вздремнуть после бурных выходных на даче, а у другого просто не было настроения кого-то искать. Да ещё крановщица в тот момент работала на кране, убирая с рудного двора лишний скраб. В этот момент произошёл взрыв…. Бытовку смыло чугуном первой, так как она располагалась довольно близко к доменной печи, а крановщица ещё долго металась по кабинке крана, как живой факел, но спасти её было уже невозможно… А что касается всех остальных, так они ещё долго благодарили того алкоголика, который своим разгильдяйством, получается, спас им жизнь… (примечание, одна плавка доменной печи составляет примерно 1780 тонн чугуна ). Случай с явлением Мадонны так же реален.